Как проверить электродвигатель. Готовим мультиметр

Как проверить электродвигатель. Готовим мультиметр

Представьте, что любимый раритетный пылесос перестал работать. Разбираемся, как прозвонить мультиметром электродвигатель. Электромоторы приводят в действие не только пылесосы. Многие полезные приборы — мясорубки, кухонные комбайны, швейные машины — работают с помощью электрического силового агрегата.

Обеспечиваем безопасность

В первую очередь перед любыми электротехническими работами следует обесточить объект. Обязательно вынимаем вилку из розетки, не ограничиваясь выключателем. Выключатель можно включить случайным нажатием, а вилку в розетку вставить, задев локтем, проблематично.

Готовим пациента

Двигатель для проверки, скорее всего, придётся снять. Хотя, асинхронные двигатели можно прозвонить и без демонтажа, если есть доступ к контактам. А вот коллекторный двигатель придётся не просто снять с условного пылесоса, но и разобрать.

Готовим мультиметр

подготовка мультиметра

Во первых, включаем мультиметр и смотрим, есть ли индикация в режиме измерения сопротивления. Мультиметр должен показывать 1 при любом положении селектора в пределах сектора измерения сопротивления. Во-вторых, присоединяем провода для измерения сопротивления. Чёрный провод включаем в гнездо Com, красный — в гнездо с обозначениями амперов, вольтов, омов. Всё делаем в соответствии со статьёй Как правильно подключить провода к мультиметру. Проверяем мультиметр. Ставим селектор на любой предел от 2 до 2000 КОм и замыкаем щупы. На шкале прибора должен появиться ноль, который сменится единицей после размыкания щупов. Если что-то идёт не так, мультиметр нужно привести в чувство. Обычно хватает свежих батареек.

Прозваниваем асинхронный двигатель

Электродвигатель как проверить мультиметром

Переводим селектор тестера в сектор, отвечающий за сопротивление на предел в 100 или 200 Ом. У асинхронного двигателя три вывода. Значение сопротивления между одним из крайних и средним контактом лежит в пределах 30–50 Ом, а между другим крайним и средним — в пределах 15–20 Ом. Если всё так и обстоит — обмотки двигателя исправны. Положение щупов — красный-чёрный — при измерении неважно. Проверяем утечку на массу. Для этого переводим селектор тестера в режим измерения сопротивления на 2000 килоом. Один щуп замыкаем на клемму двигателя, другой — на корпус. Должна быть единица на индикаторе. Последовательно проходим все остальные клеммы. Результаты измерений при этом меняться не должны. Если всё так — утечки на массу нет, двигатель исправен.

Прозваниваем коллекторный двигатель

Электродвигатель как проверить мультиметром

Селектор переводим на сопротивление. На 200 Ом. И прозваниваем ротор и статор отдельно.  Номинальное сопротивление каждой обмотки статора — обычно их две — можно узнать из документации к двигателю. Но, если оно неизвестно, любое значение в диапазоне от 5 до 100–150 Ом будет свидетельствовать об исправности обмотки. Ротор или якорь коллекторного двигателя имеет больше обмоток. Прозваниваем каждую. Располагаем щупы в коллекторе так, чтобы они были на максимальном расстоянии друг от друга. Щупы как бы занимают место щёток двигателя. Чуть поворачиваем ротор, пока мультиметр не покажет небольшое сопротивление. Продолжаем вращать вал, пока контакт не потеряется, а потом не восстановится. Так проверяем все обмотки. Затем переводим селектор тестера в сектор сопротивления, устанавливая предел в 2000 КОм и проверяем на утечку. Не касаясь голыми руками ни деталей двигателя, ни оголённых щупов, измеряем сопротивление между обмоткой статора и корпусом. Прибор должен показывать единицу. Аналогично проверяется и ротор. Каждая обмотка и корпус замыкаются. Если прибор покажет значение, отличное от единицы — надо принимать меры. Берегите себя, соблюдайте правила безопасности.

21.12.2019

Оценить статью
  1. 5
  2. 4
  3. 3
  4. 2
  5. 1

0

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock detector